МАДОУ детский сад №5 "Умка" г. Балаково

Меню сайта
Категории раздела
Сценарии утренников [8]
Конспекты занятий [46]
Консультации [28]
Родительские собрания [12]
ПОРТАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ И
ПОРТАЛ ГОСУСЛУГ
ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ И
Главная » Статьи » Методическая копилка » Консультации

Каримова Мария Ришатовна. Характеристика способов интеграции образовательных областей на основе видов детской деятельности
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Что же такое интеграция?
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.
Важно, что педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (методист, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, педагог дополнительного образования и др.). Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.
Анализ справочной литературы позволяет следовать следующему определению: интеграцию рассматривать как процесс объединения несоизмеримых частей в целое и их координирование.
Каковы же возможные способы интеграции образовательных областей?
Способом мы называем действия, которые позволяют реализовать принцип интеграции, т. е. обеспечить восстановление, восполнение целого, целостного в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
«Способ интеграции»- это основополагающая характеристика структурных компонентов объединения и координирования, включающая в себя два основных признака: характер взаимоотношений оснований (задачи образовательных областей, виды детской деятельности) и степень их взаимопроникновения (взаимоотношений, взаимосвязей).
Определение позволяет выделить два способа применительно к интеграции образовательных областей: объединение и координирование (см. рисунок 1).
Объединение («соединение») – это способ интеграции, содержащий в себе все элементы нескольких исходных образовательных областей; получение из нескольких объектов одного целого, состоящего из нескольких элементов, позволяет использовать средства одной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы дошкольного образования в целом.
Координирование («приведение в соответствие») – это способ интеграции, который позволяет устанавливать связи, соотношения между задачами образовательных областей, видами детской деятельности, формами образовательной работы для решения психолого – педагогических задач двух и более образовательных областей.
В соответствии с ФГОС определяются следующие основания для интеграции образовательных областей:
1)виды детской деятельности;
2)задачи образовательных областей.

1.Характеристика способов интеграции образовательных областей на основе видов детской деятельности

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение её задач. Возникает вопрос о возможностях каждого вида деятельности в решении задач других образовательных областей.
Для выделения приоритетного вида деятельности было осуществлено ранжирование видов деятельности (присваивался ранг от1 до 10) по степени проявления их возможностей в решении задач каждой образовательной области. Выделение приоритетного вида деятельности проранжированных образовательных областей позволило определить интегрированный вид деятельности. Это и есть результат интеграции на основе видов детской деятельности (Приложение 1) .Присвоенные ранги определяют способ интеграции следующим образом.
Способ «объединение» рекомендован при ранге от 1 до 4.0,а способов «координирование» - при ранге от 4.1 до 8.0. Ранг от 8.1 до 10.0 означает ,что возможности интеграции слабы.
В интегрированной деятельности могут быть представлены несколько видов детской деятельности, содержание которых определяется одной темой. При этом следует обратить внимание на то, что структура интегрированной деятельности должна быть представлена компонентами каждого включённого в неё вида детской деятельности.
Это обусловливает необходимость уточнения специфики видов деятельности: сущности, видов и структуры.
Особенности игровой деятельности определяют её значимость для решения задач всех образовательных областей. Следует подчеркнуть, что реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определённый вид игры. Например, двигательная деятельность – подвижная игра; познавательно – исследовательская деятельность – дидактическая игра и т. д. Это позволяет определить объединение как способ интеграции игровой деятельности с любым другим видом детской деятельности.
Особенности познавательно – исследовательской деятельности определяют её значимость для решения задач всех образовательных областей. Следует подчеркнуть ,что реализация заданий в любой деятельности имеет ориентировочный этап, который реализуется как познавательно поисковый. Это позволяет определить объединение как способ интеграции познавательно – исследовательской деятельности с любым другим видом детской деятельности.
Особенности коммуникативной деятельности определяют её значимость для решения всех образовательных областей. Любой вид детской деятельности может иметь коллективный характер, в том числе протекать как сотрудничество ребёнка с другими детьми или взрослыми. Например, двигательная деятельность – подвижная игра в подгруппе детей; познавательно – исследовательская деятельность – проведение исследования в паре; продуктивная деятельность – изготовление коллективной поделки и т. д. Это позволяет определить объединение как способ интеграции коммуникативной деятельности с любым другим видом детской деятельности.
Анализ структуры всех видов детской деятельности и результатов ранжирования позволил выделить следующие виды детской деятельности, которые интегрируются с любыми другими видами детской деятельности:
- познавательно – исследовательская;
-игровая;
-коммуникативная.
Интегрированный вид деятельности может складываться на основе сочетания двух способов (объединение и координирование) ,т. е. включать более двух видов детской деятельности ( более двух образовательных областей, более двух направлений).
Характеристика вариантов интеграции по способам и основаниям может быть дана в виде формулы, в которой представлены способы интеграции: объединение (О), координирование (К) и задачи соответствующей области.

2.Характеристика способов интеграции образовательных областей на основе задач.

ФГОС определяют цель и задачи каждой образовательной области. Какова же взаимосвязь и взаимообусловленность их решения с решением задач других образовательных областей (и соответственно посредством другого вида деятельности, приоритетного для иной образовательной области)?
В связи с этим было осуществлено ранжирование образовательных областей по степени приоритетности и взаимосвязи решения всякой задачи каждой образовательной области с учётом возможностей реализации всех задач иных образовательных областей (Приложение 2)
Присвоено ранга от 1 до 10 позволило определить способ интеграции: способ «объединение» рекомендован при ранге от 1 до 4.0,а способ «координирование» - от 4.1 до 8.0Ранг от 8.1 до 10.0 означает, что возможности интеграции слабы.
Результатом реализации способов интеграции являются интегрированные задачи.
Например, задача образовательной области «физическая культура» (ФК1) интегрируется по способу объединения с задачами образовательных областей «Здоровье» (ранг2), «Социализация» (ранг 3), « Безопасность» (ранг4).
Определение интегрированных задач может происходить следующим образом:
-сохранение и укрепление физического здоровья детей (З1);
-развитие игровой деятельности детей (С1);
-формирование гендерной принадлежности (С3);
-формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них (Б1);
-приобщение к правилам безопасного для человека поведения (Б2);
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям(Б4).
Также задача ФК1 интегрируется по способу координирования с задачами образовательных областей «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Музыка». Определение интегрированных задач может происходить следующим образом:
-развитие познавательно – исследовательской ( конструктивной ) деятельности (П2);
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей(П4);
- развитие трудовой деятельности(Т1);
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми (К1);
-приобщение к музыкальному искусству(М2).

Способы интеграции

Интеграция образовательных областей на основе видов деятельности
Виды деятельности Образовательные области
Физическая культура
Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка
Игровая деятельность 4,0 7,3 7,6 1,0 7,0 4,7 2,2 6,5 6,7 8,0
Коммуникативная деятельность 8,4 7,8 7,9 2,6 7,4 3,1 1,1 3,7 6,4 6,5
Трудовая деятельность 6,9 6,6 5,8 2,8 1,0 4,7 5,6 7,9 4,4 9,3
Познавательно – исследовательская деятельность 8,2 7,4 5,6 3,9 5,5 1,0 2,7 5,2 6,4 9,1
Продуктивная деятельность 8,2 8,1 7,6 4,3 4,0 4,8 4,6 6,9 1,0 5,5
Музыкально – художественная деятельность 7,3 8,3 9,1 4,9 7,9 5,4 4,2 4,8 2,1 1,0
Восприятие художественной литературы 8,8 8,1 8,0 3,9 8,0 2,8 2,6 1,0 5,7 6,0
Двигательная деятельность 1,0 2,4 3,7 4,7 6,7 6,8 7,1 9,2 8,8 4,6
(ранжирование)

Варианты интеграции образовательных областей на основе решения задач

Задачи образовательных областей Образовательные области
Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка
Физическая культура
1.Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) О О
3.1 О
Б.1
Б.2
Б.4 О
С.1
С.3
К
Т.1 К
П. 2
П. 4
К
К.1 - - К
М.1
2.Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями) О О
3.1
3.3 О
Б.1
Б.2
Б.4 О
С.1
С.3

К
Т.1 О
П.2
П.4

К
П.1
П.3 К
К.1 - - К
М.1

3.Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. О О
3.1
3.2
3.3 О
Б.1
Б.2
Б.4

О
С.1
С.3

К
Т.1 К К
К.1 К
ЧХЛ.1 - К
М.1

Познание
1.Развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности. К
ФК.2
ФК.3 К
З.1
З.2
3.3 О
Б.1
Б.2
Б.3
Б.4 О
С.1 О
Т.1
Т.2 О О
К.1
К.2
К.3 К
ЧХЛ.1
К
ХТ.1
ХТ.2
К
М.1

2.Сенсорное развитие. К
ФК.2
К
З.2 К
Б.3 О
С.1

К
С.3 К
Т.1 О О
К.1
К.1 К
ЧХЛ.1 К
ХТ.1 К
М.1
М.2
3.Формирование элементарных математических представлений. К
ФК.2
К
З.2
К
Б.3

О
С.1 О
Т.1
О О
К.1
К.2
К.3 К
ЧХЛ.1

К
ХТ.1
К
М.1

4.Формирование целостной картины мира. К
ФК.2
К
З.3

К
Б.1
Б.2
Б.3
О
С.1 О
Т.2
Т.3 О О
К.1
К.2
К.3 О
ЧХЛ.1
ЧХЛ.2
К
ХТ.3
К
М.2

Интеграция образовательных областей на основе дидактических единиц

Итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения общеобразовательной программы дошкольного образования в ДОУ.
Формирование представленных интегративных личностных качеств обеспечивается в результате реализации разработанных способов и оснований интеграции. Это требует выделения и уточнения перечня компонентов социального портрета выпускника. Результатом является выделение дидактических единиц по интегративному качеству.
Эффективность работы педагога с детьми во многом определяется тем, насколько он может соотнести задачи каждой образовательной области и результат, т.е. представить их связь с дидактическими единицами.

Реализация способов интеграции образовательных областей на основе видов детской деятельности (пошаговое предписание)
Область применения: проектирование самостоятельной деятельности детей.
Определение вариантов интеграции на основе видов детской деятельности осуществляется в ходе пошаговой реализации выделенных способов интеграции (объединение, координирование).
Шаг Содержание деятельности Пример Условия /Методы руководства
1. Определить вид детской деятельности, соотнести вид детской деятельности (ВД) с образовательной областью (ОО). ВД: познавательно – исследовательская – экспериментирование
ОО - Познание Изготовление фильтра.
Деятельность по фильтрованию воды.
2. Определить задачу из данной образовательной области. Задачи ОО «Познание»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; развитие познавательно – исследовательской деятельности
3. Определить содержание детской деятельности и конкретизировать задачи образовательной области. Раздел «Природа».
Тема «Природа и человек».
Содержание экспериментирования: вода и её свойства.
Задачи:
1)познакомить со свойствами воды;
2)научить делать фильтр и фильтровать воду, используя наглядный алгоритм, представить результат исследования;
3)стимулировать активность детей в поиске новых способов фильтрования.
4. Определить другой вид деятельности, определить ОО, в которой данный вид является приоритетным с помощью матрицы «Варианты интеграции видов детской деятельности».
1.Способ «объединение»- выбрать интегрированный вид деятельности.
2.Способ «координирование» - выбрать инт. форму работы с детьми, в которой реал. выбранные виды деятельности. Вид деятельности: игровая.
Вид игры: сюжетно – ролевая.
ОО «Социализация».
Интегрированный вид деятельности: игра – эксперимент.
Вид деятельности: коммуникативная.
ОО: коммуникация.
Интегрированный вид деятельности: совместная игра – эксперимент. Атрибуты с/р игры.
5. Определить задачу из данной ОО и конкретизировать её с учётом основной программы дошкольного учреждения и перспективного плана. Познание (П2 +П4) + социализация (С1) + коммуникация (К1 + К2)
Формула интеграции ОО на основе задач.
6. Уточнить и сформулировать задачи с учётом интегрированных видов деятельности и интегрированных ОО, т.е. интегрированные задачи. Интегрированные ОО на основе задач: познание (П2+П4) + социализация (С1) + коммуникация (К1 + К2)
Формула перспективной цели (результата): (2.1+2.2+2.3+2.4+2.5)+(4.1+4.2++4.3+4,5+4.6)+ (5.2+5.3)+(6.1+6.3+6.5)+7.6+8.3+(9.2+9.3+9.4)

Реализация способов интеграции образовательных областей на основе задач (пошаговое предписание)

Шаг Содержание деятельности Пример
1. Определить ОО и задачи, которые предстоит решить. Выделить вид деятельности, приоритетной в данной ОО. ОО: «Познание».
Задачи ОО: формирование ЦКМ, расширение кругозора; развитие познавательно – иссл. деятельности (П2+П3)
Приоритетный вид детской деятельности в ОО познавательно - исследовательская
2. Определить содержание детской деятельности и конкретизировать задачу ОО с учётом основной программы дошкольного учреждения и перспективного плана(ООП ДО в ДОУ). Тема: «Природа и человек».
Содержание позн. – иссл. Деятельности: вода и её использование человеком.
Задачи работы с детьми:
1) сформировать у детей представление об использовании воды в быту ,промышленности, земледелии;
2) сформировать представление о том, что воду надо беречь; познакомить с профессиями эколога и спасателя;
3) познакомить детей со способами очистки воды (с помощью фильтров, очистных сооружений).

3. С помощью матрицы «Варианты интеграции ОО на основе задач» выбрать способ интеграции. Определить задачи образовательной области, наиболее соответствующие реализуемой теме и содержанию деятельности детей. Объединение: (П2+П3)+ О (Т3+С1).
1.ОО «Труд»
Задачи ОО: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам (Т3).
2.ОО «Социализация».
Задачи ОО: развитие игровой деятельности - дидактической игры (С1).
Координирование: П 2+ПП3)+(КК2+ЧХЛ+Б2+ХТ1)
3.ОО: Чтение художественной литературы.
Задачи: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений (ЧХЛ1)
4.ОО «Коммуникация».
ОО: развитие компонентов устной речи (К2).
5.ОО «Безопасность».
Задачи ОО: приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения (Б2).
6.ОО: «Художественное творчество».
Задачи ОО: развитие продуктивной деятельности детей - рисования (ХТ1).

Формулы вариантов интеграции на основе задач. (П 2 +П3) +О (Т3+С1)

П
_____________________________________________

(П 2 +П3) + К (К2+ЧХЛ1+Б2+ХТ1)

П

4. Конкретизировать задачи ОО с учётом ООП ДО в ДОУ, перспективного плана и содержания приоритетного вида деятельности. При необходимости уточнить формулировку задач ОО, т.е. Сформулировать интегративные задачи. 1.Залачи работы с детьми.
ЧХЛ1+Т3: сформировать у детей представление о профессиях(эколог, спасатель),значении их труда для природы и людей.
С1: формировать у детей умение действовать по правилу ,согласовывать игровые действия.
К2:обоащать словарь детей ,формировать умение составлять рассказ о профессии по плану (наглядному алгоритму).
Б2 +ХТ1: формировать у детей умение определять правила поведения в природе, характеризующее бережное отношение человека к воде, и отражать их в рисунке.
Формула интегративных задач (ЧХЛ1+ Т3) +С1+К2+(Б2+ЗТ1)
Категория: Консультации | Добавил: КМР (16.06.2018)
Просмотров: 22 | Теги: способы интеграции, интеграция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
АНТИТЕРРОР
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz