МАДОУ-детский сад №5 "Умка" г. Балаково

Меню сайта
Категории раздела
Рекомендации специалиста [15]
Рекомендации медицинского работника [1]
ПОРТАЛ ГОСУСЛУГ
ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ И
Главная » Статьи » Для вас родители! » Рекомендации специалиста

Что делают логопеды?

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы и целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевою слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и. наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мел­кой моторики и пространственной ориентировки), профилактика нарушений письма и чтения.

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3—7 лет ребенок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию, это сензитивный (т.е. наиболее благоприятный, соответствующий законам нормального развития ребенка) период для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обращаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно поработать и отправить ребенка в 1 класс с необходимыми речевыми навыками. В логопедической помоши нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, особый трагедии в этом нет — сейчас. Но позднее... Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок не­правильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником. Есть еще более сложные нарушения речи, и легко представить себе на основании приведенных примеров, что ожидает таких детей, если отложить начало коррскционной работы до поступления в школу, не говоря уже о полном игнорировании проблем развития своего ребенка.

 

Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может принесли к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слона затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в и лу­чении литературы, биологии, истории, гографии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мелкой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.

Как проходят логопедические занятия?

Существует два вида занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 6—8 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка. Мы различаем три основных вида нарушений речи у до­школьников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия, — легкий вид, ФФН фонетико-фонематиче-ские нарушения (нарушены произношение и речевой слух), ОНР общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня — от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи). Для детей с дислалией достаточно 1-2 раз в неделю индивидуальных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики,постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9 месяцев. Детям с ФФН можно посещать индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. В таком случае на индивидуальных занятиях логопед будет развивать артикуляционную моторику, ставить звуки и автоматизировать их, а на фронтальных — заниматься профилактикой дисграфии и дислексии, т.е. развивать фонематический слух, пространственную ориентировку и мелкую моторику, учить звуковому анализу и синтезу, закреплять правильное произношение отработанных на индивидуальных занятиях звуков и попутно расширять словарный запас, развивать внимание, мышление и намять, учить правильно и красиво высказываться. Занятия могут продолжаться 6—9 месяцев.

Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3—4 раза в неделю. Как и в предыдущих случаях, на индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправлению звукопроизношения, а также отрабатываются позиции, которые в индивидуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными задачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие лексико-грамматической структуры речи; во-

 

вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связ­ной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все пси­хические процессы. Продолжительность занятий 2 года.

Когда родителям проявлять тревогу?

Наблюдали ли вы за детьми на детской площадке? Все они милы в своей непосредственности и вызывают улыбку. При игом удовольствие от общения получают не только малыши, но и их мамы. Они обсуждают детей, невольно сравнивают их, оставляя пальму первенства в гениальности за своим ребенком. Это нормально, Я часто ловлю себя на мысли, что смотрю на детей глазами специалиста автоматически выделяя для себя проблемных ребят.

Моя практика работы логопедом убедила меня в необходимости широкою просвещения родителей в вопросах коррекиионной педагогики, или дефектоло­гии, как до недавнего времени называлась эта наука. Задача дефектолога - помочь родителям вовремя заметить, что с их ребенком «что-то не так», и вовремя обра­титься за помощью или консультацией к специалисту. В каждом отдельном случае определяется продолжительность занятий, причем важно не пропустить тот возраст ребенка, когда коррекционная работа будет наиболее эффективной.

Маленькие дети — маленькие проблемы. Стоит ли ждать больших?

Сроки первого обращения — разные. Можно принести к специалисту благо душного младенца и привести упирающегося второклассника. Чем серьезнее нарушение, тем раньше надо начинать его коррекцию. Серьезные нарушения физического и психического развития младенцев выявляют врачи (педиатр и невропатолог), поэтому родители не должны ставить под сомнение сам факт врачебного осмотра. В поликлинику лучше все-таки пойти, подавив в себе опасения подхватить какую-нибудь инфекцию. Забота о здоровье и развитии ребенка в этом возрасте лежит на плечах медицинских работников, а не педагогов.

Родители сразу заметят у малыша явное отклонение от нормы, а вот «небольшие мелочи», например, «серьезность, неулыбчивость» ребенка в 3—4 месяца при обязательном в это время «комплексе оживления» — эмоциональном реаги­ровании на родителей, могут оказаться одним из симптомов различных нарушений: задержки психического развития, дефектов зрения или слуха. Так что восхищение мам и пап — «смотри, он меня узнал, гляди, как бьет ножками» — вполне обосновано. Чтобы заметить неблагополучие своего ребенка и уметь помочь ему, необходимо знать возрастные параметры нормального развития. О них можно прочитать в специальных книгах по возрастной психологии или в книгах с правилами по уходу за детьми младенческого, младшего дошкольного 1-3 лет и дошкольного 3-7 лет возраста. Родителям будет понятно, что и как должен делать ребенок в тот или иной период своего развития. И если они заметят какое-либо несоответствие между нормой и данными своею ребенка, то лучше сразу проконсультироваться со специалис­тами или хотя бы сделать себе пометку — для более позднею разговора с ними. Хочу обратить внимание родителей на важность младенческою периода во всем дальнейшем процессе формирования личности ребенка. Как раз в это время закладываются основы правильного физического, умственного, речевого и эмоционального развития. Поэтому лучше раньше провести несколько сеансов массажа для снятия повышенного или пониженного тонуса мышц, ограничивающего необходимый объем движений младенца, следствием чего будет замедленное овладение навыками сидения, ползания, ходьбы, чем позднее расстраиваться из-за снижения темпа и качества умственного развития.

Досье на своего сына

Учитывая большую значимость младенческого возраста, все коррекционные педагоги и психоневрологи обязательно собирают анамнестические данные, своеобразное досье, куда входят сведения о внутриутробном развитии ребенка, о протекании беременности, о родах и, наконец, о развитии ребенка в грудном и раннем дошкольном возрасте. Сбор этих данных идет, как правило, со слов родителей, которые, к сожалению, мало что помнят или используют записи, сделанные педиатром. Подобные сведения позволяют специалистам поставить более точный диагноз и определить успешность коррекционного воздействия. Исходя из этого, хочу посоветовать всем родителям занести дневник наблюдений, где мама будет делать пометки о сроках прохождения ребенком разных этапом развитии:

  • когда начал держать головку, сидеть, ползать, вставать, ходить;
  • когда появилось «гудение», лепет, первые слова;
  • прерывалось ли речевое развитие;
  • как ребенок реагирует на маму, родных и чужих людей, на различные раздра­
    жители: неожиданный звук, яркая игрушка, сердитое лицо мамы и так далее.

Когда ваш ребенок, будучи здоровым как физически, так и психически, разменяет свой первый десяток лет, можно будете чистой совестью убрать этот дневник в семейный архив.

Не теряйте время! (Смотрите в оба!)

Итак, как узнать, есть ли у вашего ребенка проблемы развития или нет? Прежде всего, родителей должна насторожить

непохожесть ребенка на других детей, которых они видят или о которых слы­шат. Очень полезны в этом смысле «бабьи» разговоры о детях, пеленках и т.д.

Если родители знакомы с возрастными нормами развития, должно вызвать

 

тревогу отставание от этих норм. Не отмахивайтесь от таких фактов: «Не заго­ворил в год-полтора, потом заговорит - в два, а то и в три года. Не узнает маму в 4 месяца, вот чуть-чуть вырастет — и узнает, заулыбается». Милые родители! Такая позиция недопустима по отношению к своему ребенку!

Развитие ребенка — это сложный процесс, где все взаимосвязано друг с дру­гом, небольшое нарушение в раннем возрасте может спровоцировать потом це­лый клубок проблем.

Еще раз обращаю ваше внимание — с проблемами у детей-младенцев необходимо срочно обращаться к врачу.

Категория: Рекомендации специалиста | Добавил: Мэри (24.08.2016)
Просмотров: 72 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
АНТИТЕРРОР
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz